Часто задаваемые вопросы
- Через Госуслуги
- Через МФЦ
- В отделе образования вашего района
- Копия свидетельства о рождении ребёнка
- Копия паспорта одного из родителей
- Медицинская карта по форме 026/у
- Справка с места жительства
- СНИЛС родителя и ребенка
- полис ребенка
Режим работы детского сада: пн. — пт. 7:00—17.30
Детский сад не работает в субботу и воскресенье, а также в официальные праздничные дни
Прогулка не проводится при температуре ниже —15°С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет. Дети 5—7 лет не гуляют при температуре ниже —20°С и скорости ветра более 15 м/с.
Если ребёнок не ходил в детский сад более 1 рабочего дня, то необходимо принести справку от врача.
Да, нужна. У каждого ребёнка должна быть форма для занятий физкультурой: белая футболка, черные шорты, белые носки, чешки.
Детям разрешается приносить в детский сад свои игрушки, но воспитатель не несёт ответственности за их сохранность.
в нашем саду не предусмотренно спец. меню (диетическое, безглютеновое и т.д.)
советы, которые помогут ребёнку построить дружеские отношения и развить социальные навыки:
-
Ролевые игры. Предложите ребёнку разыграть сценку, в которой вы сыграете роль малыша из детского сада, а он потренируется разговаривать с ним.
-
Называйте его одногруппников по детскому саду друзьями. Маленькие дети относятся к словам очень серьёзно.
-
Придумайте мероприятия вне пребывания в детском саду. Для некоторых детей даже совсем небольшая структурированная обстановка будет идеальной средой для процветания дружбы.
-
Организуйте детские встречи у вас дома. Спросите ребёнка, кто из его одногруппников мог бы стать ему другом, с кем ему хотелось бы по-настоящему подружиться, и организуйте встречу с ними.
-
Узнайте имена одногруппников вашего ребёнка. Попросите у воспитателя детского сада список детей в группе и устройте дома викторину по отгадыванию их имён.
-
Социализируйтесь за пределами садика. Пригласите к себе соседей, пойдите в парк, поддержите случайную беседу в общественном месте.
-
Поговорите с воспитателем вашего ребёнка. Найдите время, чтобы лично встретиться с воспитателем и обсудить с ним все ваши проблемы.
Как правило, впервые пришедшего ребёнка оставляют в саду всего на пару часов: они включают экскурсию - знакомство с помещением, первый опыт общения с коллективом. Часто в этот день ребёнок даже не пробует еду. Иногда мама (или тот, кто привёл ребёнка) находится в садике с ним вместе всё это время.
Если в предыдущий день всё прошло успешно, на следующий день ребёнка оставляют до тихого часа. Такой день может быть один или несколько - в зависимости от того, насколько хорошо адаптируется ребёнок.
При успешном прохождении предшествующего этапа, далее ребёнка оставляют уже на целый день. Он будет есть садиковую еду, укладываться на тихий час.
Волевая готовность, о которой часто умалчивается, является первым показателем того, что у ребенка в школе все будет получаться. Надо учить уроки – он сядет и будет учить, у него не вызывает это особой тревоги. Что является показателем этой готовности? Например, в 6 лет ребенок должен уметь накрывать на стол, мыть руки без напоминания, уметь сдерживать желание съесть конфету перед обедом при свободном допуске к сладостям, пусть даже этого никто не видит. Должен уметь здороваться, прощаться, сидеть и заниматься чем-то минут по 25. Самое главное, вот на что обратите внимание: когда ребенок задает вопрос, он ждет на него ответ или просто спросит и тут же забудет о своем вопросе? Это может быть показателем его способности к концентрации при выслушивании ответа. Очень важно развивать речь ребенка. Есть книга «Как подготовить ребенка к школе», ее составили многие специалисты, и она дает то, что необходимо знать родителям. А еще есть замечательная книга Л.А.Ясюковой «Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников». Там, в частности, есть и о психологической готовности ребенка к школе, и о признаках минимальной мозговой дисфункции, и еще много всего интересного. Замечательная книга.
18. Можно ли приносить ребёнку с собой в детский сад угощения для детей в честь дня рождения (или другого праздника)?
В настоящее время в детском саду категорически запрещено приносить угощения и любы продукты питания. Питание детей осуществляется только в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями для дошкольных образовательных учреждений.
С ребенком необходимо играть, причем в ролевые игры. Какой там особенный досуг, если он приходит из садика поздно? Ребенок как правило проявляет инициативу. Инициатива необходима и в примитивных, с нашей точки зрения, занятиях. Вот садится он рисовать и плохо рисует. Все равно – пусть рисует! Постепенно будет лучше. И краски ему нужно давать лучшие, и бумагу хорошую, чтобы он наслаждался этим. Часто родители недовольны: ну вот, и рубашку красками измазал. Ничего страшного, просто наденьте на него рубашку, которую не жалко испачкать, на стол что-то специальное постелите, и пусть он рисует.
Вы сами , благодаря его рисункам, скоро увидите, если есть у ребенка какие-то отклонения в эмоциональном плане. К примеру, он пользуется только коричневой или черной краской. Значит, у него что-то неблагополучно.
Как только он переходит на более светлую краску, значит, его внутренний мир успокаивается – гнев выпущен. В занятиях с ребенком наша инициатива должна всегда лишь немного идти впереди возможностей ребенка. Чтобы не убить в ребенке охоту познавать, с ним необходимо терпеливо заниматься, учитывая его индивидуальные особенности.
Конечно, развитие ребенка во многом зависит от родителей, но слишком часто таскать их по
выставкам , по театрам нельзя. И нельзя много читать. Ведь то, что он прочитал, он еще должен переработать, разложить у себя в голове по полочкам, сесть у себя в уголочке и проиграть с игрушками. Развитие ребенка и его глубина мышления зависят еще и от того, насколько он это все проигрывает. Когда дети сидят и играют с машинками, это для них не просто дремучие игры, как считают некоторые родители. Он развивается! Так вот и развивается – лежа на полу и играя с машинками. В данном случае это пока что зона его ближайшего развития.
Мнение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду к пяти годам, в настоящее время уже устарело. Дело в том, что к этому возрасту речь ребенка уже во многом сформирована, а наиболее благоприятным периодом для развития речи является возраст 2-3 года.
Именно в этом возрасте надо поинтересоваться, все ли хорошо у вашего ребенка с речью. И даже если логопед в поликлинике скажет, что развитие ребенка соответствует возрасту, надо ежегодно посещать логопедический кабинет, чтобы отслеживать динамику формирования речи.
Ведь то, что является нормой в три года, в четыре уже является отставанием. Если же у мамы были проблемы во время беременности или родов, ребенок наблюдался у невропатолога, то в этом случае надо особенно внимательно следить за становлением речи. Тогда маме не придется слышать так часто задаваемый логопедами вопрос: «А где вы были все это время?».
Если к 2,5 годам у ребенка не формируется элементарной фразовой речи, считается, что темп его речевого развития отстает от нормы. Трехлетний ребенок употребляет в предложении простые предлоги ( на, в, под, за, с, из) и союзы потому что, если, когда.
В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, из-за, из-под, союзы что, куда, сколько. К этому времени появляются свистящие звуки (с, з, ц), ы, э, несколько позднее — шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки р, л обычно появляются к 5-5,5 годам. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями («одежда», «овощи» и т.д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т.п.).
Если речь вашего ребенка значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду. Однако очень часто родители привыкают к речи своего ребенка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если этот ребенок единственный в семье.
Поэтому рекомендуется первый раз посетить логопеда поликлиники в три года и затем ежегодно посещать с профилактической целью.
Если же лепет у вашего ребенка угас, а первые слова не появились и к 2 годам, то обратиться за помощью следует раньше.
Несомненно, трудно переоценить роль матери или других близких людей в развитии речи ребенка. В настоящее время появилась масса книг, помогающих родителям развивать речь ребенка, например Максаков А.И. Тумакова Г.А. «Учите, играя»; Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»; Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи».
Иногда бывает достаточно привлечь внимание ребенка к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект.
В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики (узнайте у логопеда как правильно ее выполнять).
Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему, например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься.
Особое внимание уделяйте собственной речи, т.к. для детей в возрасте от 1 года до 6-ти лет речь родителей является образцом для подражания и служит основой последующего речевого развития.
Нарушение речи может выражаться только в неправильном произношении звуков . В этом случае достаточно обратиться к логопеду поликлиники. Процесс коррекции речи при таком нарушении может занять от одного месяца до года в зависимости от количества неправильно произносимых звуков и индивидуальных особенностей ребенка. При общем недоразвитии речи (ОНР) нарушены не только звуки (иногда до 16 и более).
Нарушена слоговая структура слов: «петерь» — теперь, «масалет» — самолет, «агат» — виноград. Словарь бедный, часто допускаются словесные замены: каска – «шапка», донышко – «подошва», пила – «нож». Ребенок с трудом строит фразу, при этом часто с грамматическими ошибками.
Коррекция таких нарушений речи возможна только при ежедневном комплексном медико-педагогическом воздействии в условиях специализированной группы и может занять до 2-3 лет и более.
Диагноз «задержка речевого развития» (ЗРР) означает, что развитие речи у ребенка идет медленнее, чем положено. Это может быть обусловлено наследственными причинами (папа или мама тоже поздно начали говорить), частыми болезнями ребенка. В этом случае все силы организма уходят на борьбу с болезнью, а не на развитие, в том числе и речи. Задерживаться развитие речи может и в том случае, если с ребенком мало разговаривают, читают. Радио и телевидение не помогают формированию речи. На начальных этапах речевого развития ребенок должен не только слышать речь, но и видеть артикуляцию взрослого. Речь должна быть простой, четкой и доступной. Если задержка развития речи обусловлена этими причинами, вмешательства спецалиста не требуется. Достаточно создать ребенку благоприятные условия для развития.
Однако бывает, что задержка развития речи вызвана вредными воздействиями во время беременности, родов или в первые годы жизни ребенка (стрессы, инфекции, травмы и многое другое), о которых родители иногда и не догадываются. В этом случае развитие речи не только запаздывает, но и нарушается. Здесь уже не обойтись без медицинской и педагогической помощи.
ЗРР ставится обычно детям до 3-3,5 летнего возраста. После этого возраста, а иногда и раньше, если речь ребенка по-прежнему не соответствует возрастной норме, можно говорить не о задержанном, а о нарушенном развитии речи. В этом случае необходимо обратиться к неврологу и логопеду.
Заикаются примерно 2% детей, т.е. один из пятидесяти. Причем заикание у мальчиков встречается в четыре раза чаще, чем у девочек. Обычно заикание возникает в период от 2 до 5 лет. Очень часто родители считают причиной испуг, болезнь или другой стресс.
На самом деле многие дети пугаются животных или чего-то другого, но заикания при этом не возникает. Следовательно, истинная причина в ослабленности центральной нервной системы ребенка, а испуг послужил лишь пусковым механизмом. Спровоцировать заикание может внезапное изменение в худшую сторону обстановки в семье, режима.
Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ.
Одной из распространенных причин появления заикания у детей является непосильная для них речевая нагрузка (повторение непонятных и трудных слов; декламация сложных по содержанию и больших по объему стихотворений; запоминание сказок, рассказов, не соответствующих возрасту и развитию ребенка). Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание. Заикание также может появляться у детей с замедленно формирующейся двигательной сферой.
Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук (сила, ловкость, подвижность кисти и пальцев рук).
Таким детям не рекомендуется много смотреть телевизор, особенно на ночь.
Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания.
Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно темном. Перед сном лучше играть в тихие, спокойные игры. Не пытайтесь добиться ответа у ребенка, когда он плачет, судорожно всхлипывая. Это может спровоцировать заикание. Сначала успокойте его.
Заикание иногда может возникнуть по подражанию, если кто-то в окружении ребенка заикается.
Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания: ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь.); употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и); повторение первых слогов или целых слов в начале фразы; вынужденные остановки в середине слова, фразы; затруднения перед началом речи.
При возникновении первых признаков заикания надо обратиться к психоневрологу.
Сначала мне этот вопрос показался странным. Лечат болезнь. В Международном классификаторе болезней (МКБ-10) диагноза «ЗПР» нет. Но, сделав запрос «лечение ЗПР» в поисковой системе ИНТЕРНЕТа, я обнаружила более 10000 ссылок. Следовательно, вопрос имеет право на существование, но было бы правильнее задать его так: «Как преодолеть ЗПР?».
Задержка психического развития (ЗПР) у детей является следствием многих негативных факторов, в том числе и тех, про которые уже успели забыть. Это и сложная беременность у мамы (могли быть различные заболевания, например гипертония, сердечно-сосудистая недостаточность, нефропатия, инфекции и др.), осложнения в родах, болезни ребенка до трех лет, частые простуды, хронические заболевания…
Огромное влияние на развитие ребенка имеют условия воспитания и психологический климат в семье, особенно в первые три-четыре года. Естественно, вопрос «воспитания» понимается в широком смысле. Это и правильный режим дня, и создание условий для двигательной активности ребенка, круг общения, игра, занятия и многое другое.
Нарушение гармоничности развития ребенка, особенно в раннем и младшем возрасте, и приводит к отклонениям в развитии, в том числе к задержке и психического развития.
В большинстве случаев такие дети не могут преодолеть задержку без специальной помощи. Например, это может быть специальный детский сад (группа) для детей с ЗПР, в котором службе психолого-педагогического сопровождения отводится значительное место. Специалисты «службы» осуществляют коррекцию развития детей, определяют ее эффективность.
Почему же часто специалисты детского сада рекомендуют проконсультировать ребенка у врача? Это может быть врач-психиатр, невролог, эндокринолог, терапевт и др. Причиной этого является то, что у ребенка с ЗПР могут быть различные текущие соматические и нервно-психические состояния или заболевания, которые тормозят физическое, психическое (в том числе речевое), личностное развитие ребенка. Это значительно затрудняет работу специалистов в преодолении задержки. Таким образом, медицинская помощь оказывается в детской поликлинике при наличии на то показаний.
Чтобы не быть голословной, приведу несколько примеров.
Пример1. Решением ПМПК Юля была зачислена в диагностическую группу для детей от 2,5 до 4 лет. Психолого-педагогическое обследование выявило значительное отставание в развитии. Девочка не говорила, действия с предметами носили нецеленаправленный характер (манипулировала предметами), у нее не были сформированы элементарные навыки опрятности, представления о цвете, форме, величине имели крайне низкий уровень, девочка не говорила. Педагоги испытывали значительные трудности в общении с ребенком: она не слушала и не реагировала на обращения, плохо ела, не спала. Часто была агрессивна, двигательно расторможена. Через некоторое время удалось привлечь ее к занятиям. Постепенно Юле стало нравиться заниматься, она стала давать явную динамку в своем развитии. Однако продуктивно заниматься с ней возможно было только короткие промежутки времени: 3-4 минуты. После занятий воспитатели отмечали у нее увеличение двигательной расторможенности, она кричала, бесцельно бегала по группе, наталкиваясь на детей. Отмечалось значительное потемнение вокруг глаз.
При этом следует отметить, что мама девочки категорически отказывалась показать ее врачу. Через какое-то время все же удалось убедить показать Юлю врачам. Обследование выявило, что у девочки было осеннее обострение гидроцефального-гипертензионного синдрома и требовалось срочное медицинское вмешательство.
Лечение значительно облегчило состояние ребенка, открыло возможность продуктивно оказывать ей психолого-педагогическую помощь.
Увидев очевидные изменения, мама стала более активно взаимодействовать со специалистами детского сада и по показаниям пролечивать ребенка в санатории.
Результат порадовал всех: и родителей и педагогов. Юля успешно прошла собеседование в школе и сейчас уже учится в восьмом классе общеобразовательной школы.
Пример 2. Решением ПМПК Игорь был зачислен в диагностическую группу. Обследование выявило снижение моторных функций, отсутствие речи, ребенок мало знал и умел. Но не это особенно беспокоило педагогов и (к счастью) маму. У ребенка отмечалась повышенная агрессивность к детям. Было ощущение, что его очень раздражают дети. При этом на занятиях он с удовольствием занимался и давал динамику в интеллектуальном развитии. Однако продолжал испытывать значительные трудности при выполнении заданий на координацию, точность и плавность движений. Эти же проблемы отмечались и в артикуляционной моторике.
Медицинское обследование выявило ММД, дистонию, высокую эпиготовность. Медикаментозная помощь и психолого-педагогическая коррекция дали хорошие результаты. Сейчас Игорь учится в седьмом классе общеобразовательной школы. Учится без троек.
Пример 3. Решением ПМПК Денис был зачислен в младшую группу. Мальчик тихий, замкнутый, быстро утомлялся, избегал речи. Было проведено обследование и составлен план работы. Но динамика не удовлетворяла специалистов детского сада. Потенциальные возможности ребенка были выше реальных результатов. Особенно беспокоили низкий уровень речевого развития и снижение работоспособности.
По рекомендации специалистов мама показала ребенка детскому психиатру. Врач назначила поддерживающею терапию. Через некоторое время педагоги стали отмечать, что Денис стал меньше уставать, лучше усваивать коррекционно-образовательный материал. Мальчик более активно стал пользоваться речью. И тут более зримо выявилась еще одна проблема — дизартрия. Особенно сложно было логопеду при работе с языком. Посторонний предмет во рту (шпатель, логопедический зонд или палец логопеда) вызывал рвотный рефлекс, что осложняло работу по коррекции звукопроизношения. Вновь потребовалась помощь врача. Принятие назначенного лекарства за пол часа до занятий с логопедом, сняло проблему гипертонуса языка, позволило своевременно скорректировать звукопроизношение.
И таких примеров столько, сколько детей в детском саду. Каждый случай индивидуален.
Практика работы нашего коррекционного детского сада показывает, что в последнее время большинству детей поступивших в детский сад, требуется та или иная медицинская помощь. И без нее мы не достигнем тех результатов, на которые могли бы рассчитывать.
Проиллюстрирую свои слова еще одной образной картинкой.
Представим сообщающийся сосуд, имеющий несколько отсеков: это соматическое и нервно-психическое здоровье, физическое и двигательное развитие, психическое и речевое развитие, личностное развитие. В каждый конкретный период времени сосуд вмещает определенный объем. Отлив из одной из частей, уровень восстановится за счет других частей. Так, болезни снижают общую работоспособность ребенка, физическая ослабленность снижает полезную двигательную активность, что приводит не только к недостатку кислорода, но и тормозит психическое развитие. Например, своевременное формирование пространственных представлений.
Педагоги часто слышат просьбы родителей: «Вы побольше занимайтесь с ребенком». Однако чрезмерная нагрузка (мера у каждого ребенка своя)
также может навредить ребенку. У него на фоне повышенной нагрузки и требований не выдерживает и без того ослабленная нервная система. При этом в одних случаях срабатывают внутренние защитные механизмы: может произойти имитация простудного заболевания. У ребенка беспричинно может подняться температура, когда он собирается в детский сад, и нормализуется через некоторое время, как только ребенок осознает, что он остается дома, и к нему ни кто не будет приставать с занятиями.
В других случаях нервная система может не выдержать нагрузки: у ребенка могут начаться тики, энурез (недержание мочи), заикание, могут обостриться хронические болезни или запуститься новые.
Поэтому, работая с ребенком с ЗПР, очень важно дозировать нагрузку, организовывать «охранительный режим» в детском саду и дома. В некоторых случаях врачи рекомендуют родителям проводить поддерживающую медикаментозную (или другую) терапию на период адаптации его в детском саду или в весенние периоды, когда у детей отмечается наибольшая утомляемость.
Из выше изложенного, понятно, что в каждом конкретном случае врач на основании результатов обследования ребенка принимает решение: лечить или не лечить, а если лечить то как.
Нельзя хвалить за то,что:
- Достигнуто не своим трудом.
- Не подлежит похвале (красота, сила,ум, ловкость).
- Из жалости или желания понравиться.
- Надо хвалить:
- За поступок, за свершившееся действия.
- Начинать сотрудничать с ребенком всегда с похвалы,одобрения.
- Очень важно похвалить ребенка с утра,как можно раньше и на ночь тоже.
- Умейте хвалить не хваля.